МЕДИЦИНСКАЯ БОТАНИКА - А.Г. Сербин - 2003

РАЗДЕЛ 2. МОРФОЛОГИЯ. РАЗМНОЖЕНИЕ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Морфология

1. Что изучает морфология растений?

2.Дайте определения понятий: «орган», «метаморфоз», «редукция».

3. Какие органы считаются гомологичными? Приведите примеры.

4. Какие органы считаются аналогичными? Приведите примеры.

5. Что означают понятия: «полярность», «симметрия», «полимеризация», «олигомеризация»?

6. Какие систематические группы растительных организмов имеют органы?

7. Какие органы относятся к вегетативным, какова их роль в жизнедеятельности растений?

8. Какие органы относятся к генеративным, какова их роль?

Вегетативные органы

Корень

1. Дайте определение корня, укажите его функции.

2. Назовите виды корней в зависимости от происхождения.

3. Что такое корневая система? Какие типы корневых систем существуют, как они формируются у основных систематических групп растений?

4. Назовите метаморфозы корней и их значение.

5. Почему корни и метаморфозы корней некоторых растений используются в пищу, а также как лекарственное растительное сырье? Приведите примеры.

Побег и его части

1. Что такое побег? В чем его отличия от корня?

2. Какие группы растений относятся к подцарству высших (Embriophyta), или побеговых (Cormophyta)?

3. Как называется зачаток побега? Разновидности зачаточных побегов, их строение и функции.

4. Как называется осевая часть побега? Каковы ее морфологические признаки и функции?

5. Охарактеризуйте многообразие стеблей по положению в пространстве, форме поперечного сечения, характеру поверхности и другим признакам.

6. Укажите виды побегов.

7. Каковы способы нарастания и типы ветвления побегов?

8. Сформулируйте понятие «жизненная форма растения».

9. Укажите признаки древесных жизненных форм — деревьев, кустарников, полукустарников, полукустарничков.

10. Какие жизненные формы называются травянистыми и на какие группы они подразделяются?

11. Дайте определение листа.

12. Укажите части листа, их происхождение, особенности строения и функции.

13. Перечислите типы листьев, приведите примеры растений.

14. Как подразделяются простые листья?

15. По каким признакам определяется форма листовой пластинки? Назовите наиболее распространенные формы цельных листовых пластинок.

16. По каким признакам и как подразделяются простые листья с изрезанной листовой пластинкой?

17. Почему иногда рассеченные листья можно спутать со сложными листьями? В чем их существенные различия?

18. Как подразделяются сложные листья?

19. Какая часть перисто-сложных листьев называется рахисом?

20. Какие признаки обеспечивают морфологическое разнообразие листьев?

21. Какие макроскопические признаки листа обычно отмечаются в случае видовой характеристики листа или описания лекарственного растительного сырья?

22. Назовите подземные метаморфозы побегов, охарактеризуйте их строение и функции.

23. Какие надземные видоизменения происходят с побегом? Каково их назначение?

24. Какие метаморфозы могут происходить с листьями или их частями? Их назначение, отличие от аналогичных метаморфозов побега.

25. Можно ли по морфологическим признакам листа предположить принадлежность растения к определенному классу? Обоснуйте ответ.

26. Приведите примеры разнопланового использования листьев в народном хозяйстве.

27. У каких лекарственных растений растительным сырьем являются листья?

Генеративные органы

1. Дайте определение генеративных органов. Назовите репродуктивные органы покрытосеменных, голосеменных растений, мхов, плаунов, хвощей и папоротников.

2. Что представляют собой соцветия? Их происхождение, части и биологическая роль.

3. По каким признакам классифицируют соцветия?

4. Назовите и охарактеризуйте простые моноподиальные соцветия. Приведите примеры лекарственных растений с соответствующими соцветиями.

5. Назовите и охарактеризуйте сложные моноподиальные соцветия. Приведите примеры лекарственных растений с соответствующими соцветиями.

6. Охарактеризуйте симподиальные соцветия, приведите примеры растений, которые имеют такие соцветия.

7. Какие соцветия называют агрегатными, как они подразделяются?

8. Что характерно для соцветий типа тирса?

9. Какова современная трактовка происхождения цветка и направлений его эволюции?

10. Какие части цветка имеют стеблевое происхождение?

11. Какие формы может иметь цветоложе?

12. Чем отличаются циклические, ациклические и гемициклические цветки?

13. Чем определяется симметрия цветка? Укажите типы симметрии цветка, приведите примеры.

14. Какие части цветка имеют листовое происхождение?

15. Что такое околоцветник? Назовите его типы. Как называются цветки, лишенные околоцветника?

16. Охарактеризуйте строение, функции, морфологическое многообразие форм и метаморфозов чашечки и ее составляющих — чашелистиков, приведите примеры.

17. Охарактеризуйте строение, функции, морфологическое многообразие форм и метаморфозов венчика и его составляющих — лепестков, приведите примеры.

18. Что такое «подчашие», «гипантий», «привенчик»?

19. Какие части цветка относятся к фертильным? Чем определяется пол цветка и какие половые типы цветков выделяют?

20. Из каких частей состоят тычинки, какова их роль?

21. Объясните термины: «стаминодий», «гетеростилия».

22. Что такое андроцей? Укажите возможные типы андроцея на примере цветков лекарственных растений, запишите их с помощью условных обозначений.

23. Дайте определения понятий: «плодолистик», «простой пестик», «сложный пестик».

24. Из каких частей состоит полный пестик? Какова их роль, специфика строения?

25. Как устроены семяпочки? Каково их предназначение?

26. Что такое гинецей? Назовите и охарактеризуйте типы гинецея и положения завязи, запишите их с помощью условных обозначений, приведите примеры.

27. Каковы правила составления формулы цветка и изображения диаграммы?

28. Какое значение имеет строение частей цветка в систематике растений и при диагностике лекарственного сырья?

29. В чем биологическое значение цветения? С чем связана различная продолжительность цветения растений?

30. Что такое опыление? Каковы способы, виды опыления и направления эволюции?

31. Приведите примеры приспособления растений к самоопылению и для его предотвращения.

32. В чем суть и биологическое значение двойного оплодотворения покрытосеменных растений?

33. Что развивается после двойного оплодотворения из триплоидной и диплоидной зигот?

34. Как преобразуются части цветка после двойного оплодотворения?

35. На основании чего некоторые авторы подразделяют плоды на настоящие и ложные?

36. Какие признаки лежат в основе морфологической классификации плодов?

37. Как классифицируют плоды по их морфогенетическим признакам?

38. Укажите названия и морфологические признаки монокарпных и апокарпных плодов. Приведите примеры растений с соответствующими плодами.

39. Укажите названия и морфологические признаки ценокарпных сухих и сочных плодов. Приведите примеры.

40. Почему ценокарпный сочный плод яблоко относят к ложным плодам? Укажите части этого плода.

41. Укажите названия и морфологические признаки, примеры схи- зокарпных и псевдомонокарпных плодов.

42. Для какого семейства характерны сочные, ложные, сложные плоды типа земляничины, цинародия, сборной костянки?

43. По каким признакам определяют, из какой завязи (нижней, верхней или средней) образовался плод?

44. Что принято считать соплодием? Назовите растения, которые имеют соплодия.

45. Из чего у семенных растений после оплодотворения образуются семена? Каково их строение?

46. В чем отличия семян хвойных и цветковых растений, одно- и двудольных растений?

47. Укажите типы семян в зависимости от того, какие питательные вещества и в каких частях накапливаются. Приведите примеры.

48. Каковы способы распространения плодов и семян? Приведите примеры.

Размножение растений и чередование поколений

1. Сформулируйте суть и значение процесса размножения.

2. Каковы способы размножения растительных организмов?

3. В чем состоит сущность бесполого размножения?

4. Объясните различие между спорами и зооспорами.

5. В чем суть, преимущества и недостатки вегетативного размножения?

6. Приведите примеры видов и форм вегетативного размножения.

7. Каким организмам присуще половое размножение? В чем его прогрессивность, в чем недостатки?

8. Укажите принципиальные особенности процессов: изогамии, гетерогамии, оогамии, гаметангиогамии, зигогамии и соматогамии.

9. В чем сущность и значение чередования поколений и смены ядерных фаз?

10. Что такое гаметофит и спорофит? В чем выражается доминантность какого-то поколения в цикле развития растений?

11. Каковы отличительные особенности полового поколения мхов, папоротникообразных и высших сосудистых растений?

12. Какие существенные эволюционные признаки отличают бесполое поколение мхов, папоротникообразных и высших сосудистых растений?

13. Сформулируйте понятие «вегетативное размножение».

14. Какие формы вегетативного размножения присущи растениям, как их использует человек? Приведите примеры.





Для любых предложений по сайту: [email protected]