АТЛАС АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА - Г.Л. Билич - 2014
Введение
Подготовка врачей начинается с изучения строения человеческого тела на всех иерархических уровнях. Анатомия человека — одна из основных фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования. Анатомия — часть биологии, а именно морфологии, изучающей форму и строение организмов. Анатомия — дисциплина, состоящая из многих частей: макроскопической, микроскопической, ультрамикроскопической анатомии, рентгеноанатомии. Однако макроанатомия превалирует. Современная анатомия является функциональной: она рассматривает структуры в тесной связи с выполняемой ими функцией.
Анатомия, пожалуй, одна из самых трудных, если не самая трудная наука, которую должен в совершенстве знать врач. Будучи наукой описательной, анатомия базируется на изучении натуральных (трупных) препаратов. И это главное! Но для эффективного обучения недостаточно одних лишь препаратов. Вначале необходимо ознакомиться со строением анатомических структур, то есть прочитать их описание, затем увидеть их на качественных, понятных иллюстрациях. Поэтому наряду с учебниками необходимы атласы, которые содержат четкие информативные схемы, рисунки, созданные на основе натуральных (трупных) препаратов. Только такие иллюстрации помогают проникнуть в тайную мудрость человеческого тела и познать уникальное строение его аппаратов, систем и органов. Лишь после рассмотрения рисунков и схем можно перейти к изучению трупного материала.
Учебник-атлас, который вы начинаете читать, содержит подробное описание тела человека, всех его структур, выполняемых ими функций и наглядные иллюстрации, позволяющие увидеть каждую анатомическую деталь. Но натуральный препарат отличается от рисунка, даже самого совершенного. Чтобы преодолеть это несоответствие, рисунки приводятся в нескольких вариантах.
Современная анатомия широко использует лучевые методы исследования, поэтому в атласе представлены электронные копии оригинальных рентгенограмм, рентгеновских компьютерных томограмм, магнитно-резонансных томограмм, ангиограмм. Это дает возможность студенту изучить, наряду с трупным материалом, строение живого человека с помощью современных методов визуализации.
На основании увиденного можно представить себе структуры и запомнить многочисленные детали. Для этого помимо иллюстраций нужны сводные таблицы.
В России, как и во всем мире, в качестве главной используется латинская анатомическая терминология, в каждой стране наряду с ней — эквиваленты латинских терминов на национальном языке. Как правило, студенту трудно запомнить анатомические термины, поэтому при создании настоящего учебника-атласа впервые в мировой учебной литературе на каждом рисунке названия терминов представлены на двух языках — русском и латинском, что облегчает усвоение. Вместо громоздких подрисуночных подписей каждая структура обозначена непосредственно на самом рисунке. Впервые латинские термины полностью соответствуют последней Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на XV Международном анатомическом конгрессе в Риме в 1990 г.
Русская терминология утверждена в качестве официальной IV Всероссийским съездом анатомов, гистологов и эмбриологов (Ижевск, 1999). Наряду с этим использованы термины по цитологии и гистологии с официальным списком русских эквивалентов (2009).
Сегодня в мире широко распространен английский язык. В вузах России обучается множество иностранных студентов, поэтому под каждым рисунком приведены и английские термины. Это еще одна уникальная особенность учебника-атласа — ни в одном из доступных отечественных и зарубежных изданий не приводится терминология на трех языках (латинском, русском и английском).
Учебник-атлас построен по принципам систематической функциональной анатомии, он состоит из трех книг. Первый том посвящен опорно-двигательному аппарату (системы костей и их соединений, мышечная система). Во втором томе представлены системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, мочевая, половые (мужская и женская), полость живота и таза, эндокринные железы, сердечнососудистая, лимфоидная и лимфатическая системы. Третий том знакомит читателя с нервной системой и органами чувств.
Учебник-атлас предназначен для преподавателей и студентов всех медицинских специальностей, врачей, аспирантов, научных работников, а также для студентов биологических, физкультурных, педагогических специальностей. Атлас будет полезен всем интересующимся строением собственного тела.
Авторы старались создать полный атлас анатомии человека, который востребован в XXI веке. Насколько это удалось, предоставляем судить читателю. Авторы примут с вниманием и благодарностью все замечания и пожелания коллег.
Авторы считают своим приятным долгом сердечно поблагодарить акад. РАМН, проф. С.К. Тернового; чл.-кор. РАМН, проф. А.Ю. Васильева; Е.Ю. Зигалову, Н.М. Привезенцеву, а также заместителя директора издательства Первого МГМУ им. И.М. Сеченова А.В. Архарова.
Авторы всегда будут с благодарностью помнить В.А. Крыжановского и художника В.В. Ирикова, которые внесли неоценимый вклад в создание оригинальных рисунков.