8. ГЕТЕРОТРОФНОЕ ПИТАНИЕ

8.2. Механизмы питания у животных

8.2.2. Питание с помощью щупалец

К типу Cnidaria относятся животные с очень простым строением тела (разд. 2.8.2) — это медузы, актинии и пресноводная гидра. Все эти животные плотоядны, и для захвата пищи имеют щупальца, которые окружают ротовое отверстие (см. рис. 2.47 и 2.48). У этих животных нет настоящего кишечника и его роль выполняет простой мешок (гастральная полость), открытая со стороны рта. Пища попадает в организм через рот (заглатывание), но и все непереваренные остатки выводятся также через рот.

Вдоль наружной поверхности щупалец расположены стрекательные клетки, называемые нематобластами. При стимуляции этих клеток активируется пусковой механизм, внешне напоминающий волосок, и происходит взрывообразный выброс содержимого клеток (рис. 8.6). Как правило, на стрекательные клетки одновременно должны воздействовать два раздражителя, например прикосновение и соответствующие химические вещества («запах»). Существуют несколько типов нематобластов. У некоторых из них имеются шипы, которые проникают в жертву во время «атаки» стрекательных клеток. У других — небольшие крючки, зацепляющие жертву, и длинные полые нити (жало у медуз), выделяющие ядовитое вещество, способное парализовать или даже убить жертву. Эти нити могут быть липкими и опутывать жертву. Опутанная нитями жертва щупальцами направляется в рот для переваривания. Через широко открытое ротовое отверстие жертва попадает в гастральную полость, после чего начинается первая внеклеточная фаза пищеварения. Когда пища будет расщеплена до небольших фрагментов, ее с помощью фагоцитоза захватят клетки, выстилающие гастральную полость; в этих клетках и происходит окончательное внутриклеточное пищеварение. Жертвами гидры обычно становятся дафнии (Daphnia) и циклопы (Cyclops), небольшие ракообразные, обитающие в пресной воде.

Рис. 8.6. А. Гидра, захватывающая водяную блоху (Daphnia). Б. Нематобласт до и после опорожнения. В. Группа нематоцистов актинии Rhodacds hodostoma. За исключением двух нематоцистов все уже разрядили свои жалящие нити. Микрофотография получена с помощью светового микроскопа. Г. Trichodina, пойманная щупальцами гидры. Микрофотография получена с помощью сканирующего электронного микроскопа.