БИОЛОГИЯ Том 1 - руководство по общей биологии - 2004
5. КЛЕТКИ
5.13. Рисунки в биологии
Цель
1. Документировать результаты работы для использования в дальнейшем.
2. Дополнить визуальное наблюдение и дать возможность рассмотреть исследуемый объект более полно и точно.
3. Способствовать запоминанию, зарисовывая то, что вы видите.
Правила
1. Необходимо использовать бумагу для рисования соответствующей толщины и качества. С нее должны хорошо стираться карандашные линии.
2. Карандаши должны быть острыми, твердости НВ, не цветными.
3. Рисунок должен быть:
а) достаточно крупным — чем больше элементов составляют исследуемый объект, тем крупнее должен быть рисунок; он должен, как правило, занимать более половины листа;
б) тщательно выполненным — должны соблюдаться соотношения различных частей объекта. Если объект имеет несколько сходных частей, необходимо точно вырисовывать их мелкие детали;
в) нарисован тонкими и отчетливыми линиями — каждую линию необходимо продумать и затем нарисовать без отрыва карандаша от бумаги; не штриховать и не раскрашивать;
г) надписи должны быть по возможности полными, идущие от них линии не должны пересекаться; оставляйте вокруг рисунка место для надписей (желательно располагать их вертикально). К надписям могут быть сделаны примечания по поводу, например, интенсивности или оттенка окраски, усыхания ткани, каких-либо необычных или, наоборот, характерных особенностей образца.
4. При необходимости следует делать два рисунка: а) схематичный рисунок, показывающий основные черты, и б) только детали мелких частей. Например, при малом увеличении нарисовать план поперечного сечения растения, на котором будут видны только различные ткани, но не отдельные клетки, и при большом увеличении — детальное строение клеток (крупно нарисованную часть рисунка обводят на плане клином или квадратом).
5. Рисовать следует только то, что вы действительно видите, а не то, что вам кажется вы должны видеть, и, конечно же, не копировать рисунок из книги.
6. Каждый рисунок должен иметь название, указание об увеличении и о проекции образца (например, ПС, ПрС и т. д.) и объяснительную записку. Все это следует помещать в определенном месте, например в правом верхнем углу страницы. Если возможно, должен быть указан также масштаб.
7. Идущие от надписей линии (их следует проводить по линейке) должны заканчиваться точно у той структуры, к которой относится надпись, причем надписями должны быть снабжены все структуры, которые могут представлять интерес.
Опыт 5.1. Окрашивание крахмала в растительных тканях
Разбавленный раствор йода в йодистом калии (I2/KI) можно использовать для окрашивания крахмала в тканях в темно-синий цвет. Крахмал — это углевод, запасаемый обычно в растительных клетках в виде мелких зерен. Крахмальные зерна легко наблюдать, если провести по предметному стеклу разрезанным клубнем картофеля, а затем окрасить мазок раствором I2/KI. Помимо крахмала раствор I2/KI окрашивает также лигнифицированные ткани (такие, как ксилема и склеренхима) в ярко-желтый цвет, а нелигнифицированные — в бледно-желтый. Ядра в клетках выглядят при этом более яркими, чем цитоплазма.
Материалы и оборудование
Микроскоп и источник света
Окулярмикрометр и объектмикрометр
Чистые стекла, предметное и покровное
Тонкая кисточка для переноса срезов
Ткань для протирки линз
Обыкновенная бумага
Игла с ручкой
Пипетка для красителя (если бутылочка с красителем не снабжена капельницей)
Фильтровальная бумага
Раствор йода в йодистом калии
5%-ный раствор глицерола в бутылочке с капельницей
Срез органа какого-нибудь растения, например стебля яснотки белой (Lamium album)
Приготовление раствора I2/KI
Растворить около 1 г йода и 2 г йодистого калия в 300 мл воды. Если нужен более концентрированный раствор, можно взять меньше воды. (Следует соблюдать предосторожности, обычные при работе с йодом.) Тонкие свежие срезы можно приготовить с помощью бритвы, зажав стебель между двумя кусочками сердцевины бузины. Делать их следует в 70%-ном спирте.
Методика
1. Перенесите кисточкой предназначенный для изучения срез на предметное стекло и поместите его в центр стекла.
2. Добавьте две капли раствора I2/KI и одну каплю 5%-ного глицерола (чтобы замедлить испарение и не дать образцу слишком быстро подсохнуть).
3. Накройте срез покровным стеклом, как показано на рис. 5.39.
4. Внимательно изучите срез под микроскопом. Особо отметьте распределение темноокрашенных крахмальных зерен. В препарате могут обнаружиться воздушные пузырьки с темным контуром, явно пустые. На них не следует обращать внимания.
5. Зарисуйте план поперечного сечения стебля яснотки белой при малом увеличении. Главная цель — точно обвести контуром площадь, занимаемую каждой тканью. При этом полезно учесть, что:
а) у яснотки белой в каждом углу ее ребристого стебля имеется особая опорная ткань — колленхима.
б) размеры сосудистых пучков варьируют. Между сосудистыми пучками иногда закладываются дополнительные тяжи ксилемы и флоэмы и тогда вся эта проводящая ткань может в конечном счете образовать один сплошной цилиндр.
6. Снабдите нарисованный при малом увеличении план надписями и укажите линейное увеличение рисунка.
7. Отметьте, какие ткани содержат крахмал. Особенно много крахмальных зерен в так называемом крахмалоносном влагалище. Его следует зарисовать и снабдить надписью, а под рисунком, в примечании, описать, как распределяются в его клетках крахмальные зерна.
8. Проверьте утверждение, что средний размер клеток паренхимы в кожице стебля яснотки белой во внутренних ее слоях больше, чем в наружных.
Для этого проведите соответствующие измерения с помощью окулярмикрометра во внутренних и наружных участках кожицы. Подробно опишите использованный метод. Запишите полученные результаты в делениях окулярмикрометра. Переведите эти величины в микрометры, для чего откалибруйте свой окулярмикрометр.
Подтвердили ли ваши измерения утверждение, о котором идет речь?