5. КЛЕТКИ

5.1. Концепция клеточного строения

Одно из основополагающих понятий в биологии — это представление о том, что структурной и функциональной единицей живых организмов является клетка. Представление это, известное как клеточная теория, было сформулировано двумя учеными — бельгийским ботаником Шлейденом (Schleiden) в 1838 г. и немецким зоологом Шванном (Schwann) в 1839 г. Открытие клетки явилось следствием быстрого развития в XIX в. микроскопической техники, что пробудило среди ученых большой интерес к изучению строения живых организмов. Позже в том же XIX в., а затем уже в XX в. в этой области произошло много новых важных событий (они перечислены в табл. 5.1.). Существенную часть клеточной теории составляет впервые высказанное в 1855 г. утверждение, что все новые клетки образуются только из других клеток.

Таблица 5.1. Некоторые важные вехи в истории биологии клетки

1590

Янсен (Jansen) изобрел микроскоп, в котором большее увеличение обеспечивалось соединением двух линз

1665

Роберт Гук (Robert Hooke), пользуясь усовершенствованным микроскопом, изучал строение пробки и впервые употребил термин клетка для описания структурных единиц, из которых состоит эта ткань. Он считал, что клетки пустые, а живое вещество — это клеточные стенки

1650-1700

Антони ван Левенгук (Antony van Leeuwenhoeck) при помощи простых хорошо отшлифованных линз (х200) наблюдал «зародыши» и различные одноклеточные организмы, в том числе бактерии. Впервые бактерии были описаны в 1683 г.

1700-1800

Опубликовано много новых описаний и рисунков различных тканей, по преимуществу растительных (впрочем, микроскоп в это время рассматривался главным образом как игрушка)

1827

Долланд (Dolland) резко улучшил качество линз. После этого быстро возрос и распространился интерес в микроскопии.

1831-18331

Роберт Браун (Robert Brown) описал ядро как характерное сферическое тельце, обнаруживаемое в растительных клетках

1838-18391

Ботаник Шлейден (Schleiden) и зоолог Шванн (Schwann) объединили идеи разных ученых и сформулировали «клеточную теорию», которая постулировала, что основной единицей структуры и функции в живых организмах является клетка

18401

Пуркинье (Purkyni) предложил название протоплазма для клеточного содержимого, убедившись в том, что именно оно (а не клеточные стенки) представляет собой живое вещество. Позднее был введен термин цитоплазма (цитоплазма + ядро = протоплазма)

18551

Вирхов (Virchow) показал, что все клетки образуются из других клеток путем клеточного деления

1866

Геккель (Haeckel) установил, что хранение и передачу наследственных признаков осуществляет ядро

1866-1883

Подробно изучено клеточное деление и описаны хромосомы

1880-1883

Открыты хлоро пласты

1890

Открыты митохондрии

1898

Открыт аппарат Гольджи

1887-1900

Усовершенствован микроскоп, а также методы фиксации, окрашивания препаратов и приготовления срезов. Цитология2 начала приобретать экспериментальный характер. Одной из отраслей цитологии становится цитогенетика3, занимающаяся изучением роли ядра в передаче наследственных признаков

1900

Вновь открыты законы Менделя (Mendel), забытые с 1865 г., и это дало толчок развитию цитогенетики. Световой микроскоп почти достиг теоретического предела разрешения; развитие цитологии естественно замедлилось

1930-е гг.

Появился электронный микроскоп, обеспечивающий более высокое разрешение

С 1946 г. и по настоящее время

Электронный микроскоп получил широкое распространение в биологии, дав возможность исследовать строение клетки гораздо более подробно. Это «тонкое» строение стали называть ультраструктурой

1 Событие, очень важное для возникновения и развития представлений о клеточном строении живых организмов.

2 Цитология — наука, изучающая строение клеток (главным образом с помощью микроскопа).

3 Цитогенетика — наука, объединяющая цитологию и генетику в основном путем сопоставления результатов экспериментов по скрещиванию с поведением хромосом во время клеточного деления.

5.1.1. Почему именно клетки?

Клетку можно представить себе как мешок, наполненный различными химическими веществами, живой и способный к самовоспроизведению. Находящиеся внутри него вещества во многом отличаются от тех, которые его окружают. Без барьера, отделяющего его от окружающей среды, вещества свободно перемешивались бы за счет диффузии, и различия между внутренним содержимым и наружным окружением не удавалось бы поддерживать. А это значит, что не могла бы существовать и жизнь. Барьером, окружающим клетку, служит чрезвычайно тонкая мембрана. Роль ее напоминает роль границы между двумя странами: здесь регулируются потоки молекул, движущихся в обоих направлениях — в клетку и из клетки. Все живые клетки окружены мембраной. Ее называют плазматической мембраной, чтобы отличить от других мембран — тех, которые находятся внутри клетки. Способы регуляции обмена между клеткой и ее окружением мы обсудим в разд. 5. 9. 8.