ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ - Е. Ю. Тюменцева - 2015
ТЕМА 5. ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Физиология микроорганизмов изучает функции, а также биохимические процессы, происходящие в их клетках и окружающей среде. Конкретно физиология микроорганизмов рассматривает их питание, дыхание, размножение, движение, спорообразование и превращение веществ.
Под питанием понимают процессы поступления и выведения питательных веществ в клетку и из клетки. Питание в первую очередь обеспечивает размножение и метаболизм клетки.
Среди необходимых питательных веществ выделяют органогены - это восемь химических элементов, концентрация которых в бактериальной клетке превосходит 10-4 моль. К ним относят углерод, кислород, водород, азот, фосфор, калий, магний, кальций.
Кроме органогенов, необходимы микроэлементы. Они обеспечивают активность ферментов. Это цинк, марганец, молибден, кобальт, медь, никель, вольфрам, натрий, хлор.
Для развития некоторых микроорганизмов необходимы также особые вещества - стимуляторы роста, или ростовые вещества, которые содержатся в экстрактах дрожжей, кукурузном экстракте, проростках растений. В этих веществах имеются необходимые для жизни витамины, аминокислоты и близкие к ним вещества.
Кислород и водород микроорганизмы получают в основном из воды и органических соединений. Некоторые бактерии усваивают и свободный кислород воздуха.
По способу использования углерода микроорганизмы делятся на автотрофы (автос - сам, трофе - питание) и гетеротрофы (гетерос - другой).
Автотрофы, или прототрофы (протос - простой), усваивают углерод из углекислоты воздуха.
Микроорганизмы усваивают углекислоту с помощью хемосинтеза, т. е. энергии, получаемой при окислении некоторых минеральных соединений, например, нитрифицирующие микроорганизмы получают энергию при окислении аммиака в азотную кислоту, железобактерии - при окислении закиси железа в окись железа, серобактерии - при окислении сероводорода в серу, сернистую и серную кислоты.
Гетеротрофы - микроорганизмы, усваивающие углерод только из готовых органических соединений. К ним относятся микроорганизмы брожения, гнилостные и патогенные (болезнетворные) микроорганизмы. Каждый вид микроба развивается на средах с определенной концентрацией водородных ионов (рН).
Гетеротрофные микроорганизмы, в свою очередь, делятся:
1) на метатрофы (мета - после и трофе - питание), или сапрофиты (сапрос - гнилой, фитон - растение). Питаются мертвыми питательными веществами;
2) паратрофы (пара - возле, трофе - питание), или патогенные. Размножаются только в живых существах. Паратрофы являются возбудителями болезней растений, беспозвоночных и позвоночных животных.
По способности усваивать азот микроорганизмы делятся на 2 группы: аминоавтотрофы и амоногетеротрофы.
Аминоавтотрофы - для синтеза белка клетки используют молекулярный азот воздуха или усваивают его из аммонийных солей.
Аминогетеротрофы - получают азот из органических соединений - аминокислот, сложных белков. Сюда относятся все патогенные микроорганизмы и большинство сапрофитов.
По характеру источника использования энергии микроорганизмы делятся на фототрофы, использующие для биосинтетических реакций энергию солнечного света, и хемотрофы. Хемотрофы получают энергию за счет окисления неорганических веществ (нитрифицирующие бактерии и др.) и органических соединений (большинство бактерий, в том числе и патогенного для человека вида).
Дыхание (или биологическое окисление) - это сложный процесс, который сопровождается выделением энергии, необходимой микроорганизмам для синтеза различных органических соединений.
По типу дыхания микроорганизмы делятся на аэробы (аэр - воздух) и анаэробы (не нуждающиеся в кислороде воздуха).
Аэробы могут жить и развиваться только в среде, содержащей кислород. Получают тепловую энергию при окислении и расщеплении углеводов, при этом углевод расщепляется до воды и углекислоты, выделяя большое количество энергии. Реакция протекает по формуле
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО + 6Н2О + 688 ккал.
Анаэробы могут жить и развиваться только при отсутствии кислорода воздуха, для анаэробов кислород является ядом. Эти микроорганизмы в процессе дыхания получают энергию и необходимый для построения клетки связанный кислород путем расщепления органических соединений.
Сложные процессы питания и дыхания микроорганизмов осуществляются с помощью ферментов, или энзимов.
Ферменты - биологические катализаторы, высокомолекулярные вещества белковой природы, вырабатываемые живой клеткой. Они строго специфичны и играют важнейшую роль в обмене веществ микроорганизмов. Специфичность их связана с активными центрами, образуемыми группой аминокислот, т. е. каждый фермент реагирует с определенным химическим соединением или катализирует одну, или несколько близких химических реакций. Например, фермент лактаза расщепляет лактозу, мальтаза - мальтозу и т. д.
Ферментный состав микроорганизмов является постоянным, а различные виды микробов четко различаются по набору ферментов. Поэтому изучение ферментативного состава имеет большое значение для идентификации различных микроорганизмов.
Практическое использование ферментативных свойств микробов: процессы брожения, грибы в пивоварении и виноделии, обработка шкур, для смягчения; консервирование. Приготовление биодобавок к стиральным порошкам, для удаления белковых загрязнений, так как они расщепляют белки до водорастворимых.
Ферменты, выделяемые микроорганизмами в окружающую среду, называются экзоферментами, а ферменты, тесно связанные с их клеткой, - эндоферментами. Первые подготавливают питательные вещества для всасывания через оболочку клетки, вторые внутри клетки превращают поступившие вещества в составные части клетки.
Ферменты делят на 6 классов:
1) оксидоредуктазы;
2) трансферазы;
3) гидролазы;
4) лиазы;
5) изомеразы;
6) лигазы (синтетазы).
Микроорганизмы размножаются быстро. При благоприятных условиях бактериальные клетки делятся через каждые 20-30 мин. При таком темпе деления из одной бактериальной клетки будет через 5 часов 1024 клетки, а через 5 суток живая масса бактерий могла бы заполнить все моря и океаны. В действительности же этого не бывает. Их развитие ограничивается рядом неблагоприятных факторов, в первую очередь отсутствием достаточного количества питательной среды.
Фазы размножения бактериальной клетки на жидкой питательной среде:
1) начальная стационарная фаза; то количество бактерий, которое попало в питательную среду и в ней находится;
2) лаг-фаза (фаза покоя); продолжительность - 3-4 часа, происходит адаптация бактерий к питательной среде, начинается активный рост клеток, но активного размножения еще нет; в это время увеличивается количество белка, РНК;
3) фаза логарифмического размножения; активно идут процессы размножения клеток в популяции, размножение преобладает над гибелью;
4) максимальная стационарная фаза; бактерии достигают максимальной концентрации, т. е. максимального количества жизнеспособных особей в популяции; количество погибших бактерий равно количеству образующихся; дальнейшего увеличения числа особей не происходит;
5) фаза ускоренной гибели; процессы гибели преобладают над процессом размножения, так как истощаются питательные субстраты в среде. Накапливаются токсические продукты, продукты метаболизма. Этой фазы можно избежать, если использовать метод проточного культивирования: из питательной среды постоянно удаляются продукты метаболизма и восполняются питательные вещества.
Методика выполнения лабораторной работы
Цель работы: изучить состав питательных сред и условия их приготовления.
Материалы, реактивы, оборудование: термостаты; воронки; спиртовки; плитки; пробирки; стерильные чашки Петри; фильтры; дозаторы; стерильные пипетки на 1 см3; растворы и сухие вещества для приготовления питательных сред: мясопептонного агара, среды Эндо, сусло-агара или среды Сабуро, лактозопептонной среды, железосульфитного агара; 96%-ный этиловый спирт.
Опыт № 1. Приготовление сред
Посуда для приготовления сред не должна содержать посторонних веществ, например, щелочей, выделяемых некоторыми сортами стекла, или окислов железа, которые могут попасть в среду при варке ее в ржавых кастрюлях. Лучше всего пользоваться стеклянной, эмалированной или алюминиевой посудой. Большие количества среды (десятки и сотни литров) готовят в специальных варочных котлах или реакторах. Перед употреблением посуду необходимо тщательно вымыть, прополоскать и высушить. Новую стеклянную посуду предварительно кипятят 30 мин в 1-2 % растворе хлороводородной кислоты или погружают в этот раствор на ночь, после чего в течение часа прополаскивают в проточной воде. (Посудой, предназначенной для приготовления сред, нельзя пользоваться в других целях, например, для хранения химических реактивов или дезинфицирующих растворов - даже следы этих веществ могут помешать росту микроорганизмов.)
Исходным сырьем для приготовления большинства сред служат продукты животного или растительного происхождения: мясо и его заменители, молоко, яйца, картофель, соя, кукуруза, дрожжи и др.
Основные питательные бульоны готовят на мясной воде или на различных переварах, полученных при кислотном или ферментативном гидролизе исходного сырья. Бульоны из переваров в 5-10 раз экономичнее, чем из мясной воды. Среды на переварах богаче аминокислотами, следовательно, питательнее; обладают большей буферностью, т. е. имеют более стабильную величину рН. Кроме того, препараты можно готовить из заменителей мяса (сгустков крови, плаценты, казеина и т. д.).
В настоящее время снабжение лабораторий мясной водой и переварами централизовано. Чаще пользуются панкреатическим переваром Хоттингера, гидролизатами казеина или кормовых дрожжей. Из этих полуфабрикатов по определенным рецептам готовят необходимые среды.
Этапы приготовления сред: 1) варка; 2) установление оптимальной величины рН; 3) осветление; 4) фильтрация; 5) разлив; 6) стерилизация; 7) контроль.
Варят среды на открытом огне, водяной бане, в автоклаве или варочных котлах, подогреваемых паром.
Установление рН сред ориентировочно производят с помощью индикаторных бумажек. Для точного определения рН используют потенциометр.
Разливают среды в пробирки (по 3-5 мл или по 10 мл), флаконы, колбы, матрицы и бутылки не более чем на 23 емкости, так как при стерилизации могут намокнуть пробки и среды утратят стерильность.
Среды, которые стерилизуют при температуре выше 100 °С, разливают в чистую сухую посуду. Среды, стерилизуемые при более низкой температуре, обязательно разливают в стерильную посуду.
Разливают среды с помощью воронки, на конец которой надета резиновая трубка с зажимом Мора. Для мерного разлива применяют мензурки, бюретки, дозаторы, шприцы-пипетки и т. п.
Посуду со средой обычно закрывают ватно-марлевыми пробками, поверх которых надевают бумажные колпачки. Важно, чтобы при разливе среда не смачивала края посуды, иначе к ним могут прилипнуть пробки. К каждому сосуду обязательно прикрепляют этикетку с названием среды и датой ее приготовления.
Стерилизация. Режим стерилизации зависит от состава среды и указан в ее рецепте.
Контроль готовых сред:
1) для контроля стерильности среды ставят в термостат на 2 сут., после чего их просматривают. Если на средах не появятся признаки роста, их считают стерильными и передают для химического контроля по несколько образцов каждой серии;
2) химический контроль: окончательно устанавливают рН, содержание общего и аминного азота, пептона, хлоридов (их количество должно соответствовать количеству, указанному в рецепте). Химический контроль сред производят в химической лаборатории;
3) для биологического контроля несколько образцов среды засевают специально подобранными культурами микроорганизмов, и по их росту судят о питательных (ростовых) свойствах среды. К готовой среде прилагают этикетку и паспорт, в котором указывают название и состав среды, результаты контроля и др.
Хранят среды при комнатной температуре в шкафах, желательно специально для них предназначенных. Некоторые среды, например, среды с кровью и витаминами, хранят в холодильнике.
Задание: приготовить питательные среды, указанные преподавателем (приложение 3).
Оформление и анализ результатов исследований
Записать рецепты приготовления 5 питательных сред. Приготовить указанную преподавателем питательную среду и оставить ее для исследований.
В данном разделе студенты могут познакомиться с условиями приготовления питательных сред, необходимых для осуществления микробиологического контроля.
Контрольные вопросы
1. Что такое обмен веществ?
2. Назовите химический состав микробов.
3. Какие элементы и вещества необходимы для питания микробов?
4. Какова биологическая сущность процессов питания и дыхания?
5. Каким образом поступают питательные вещества в клетку?
6. Какие изменения происходят с веществами, поступающими в клетку из питательной среды?
7. В чем сущность аэробного питания?
8. В чем сущность анаэробного питания?
9. Как делятся микроорганизмы по характеру источника использования энергии?
10. Перечислите фазы размножения бактериальной клетки на жидкой питательной среде.
11. Что такое ферменты, и каковы их характерные признаки?
12. Какова роль ферментов в жизни микроорганизмов?
13. Какова классификация ферментов?
14. Дайте определение экзо- и эндоферментам.
15. Какую посуду можно использовать при приготовлении питательных сред?